Статьи и рецензии




null

Из книги А.ОРФЕНОВА «ЮНОСТЬ, НАДЕЖДЫ, СВЕРШЕНИЯ»
(Солисты Большого театра – лауреаты международных и всесоюзных конкурсов),
Москва, «Молодая гвардия».
"...Однажды мне пришлось побывать на нескольких спектаклях оперной студии Московской консерватории ставили «Богему» и «Евгения Онегина». Не помню точно, ради чего и кого были приглашены представители Большого театра: то ли кто-то из педагогов порекомендовал послушать талантливую, по их мнению, Татьяну, то ли еще что. И никто в этот день не просил нас обратить внимание на студента-дипломника, певшего в этих спектаклях Ленского и Рудольфа. А стоило бы. Свободно льющийся голос, полный лиризма, задушевности, сразу захватил нас, и мы поинтересовались, кто же этот певец, сумевший с первых же звуков пения привлечь к себе внимание. Этим певцом оказался ученик профессора Гуго Тица Денис Королев. И я ничуть не удивился, увидев на спектакле наших друзей: В. А. Чайковского, директора Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, и режиссера того же театра П. С. Златогорова.
«Подбирают себе певцов, — подумал я, — что же, Денис Королев неплохая кандидатура для них. И рост, и фигура, и голос... Все в соответствии».
О том, что Королев подошел бы и нам, мы тогда просто не подумали, тем более что Е. Ф. Светланов, бывший в то время главным дирижером Большого театра, дал нам задание послушать Михаила Егорова, и тоже дипломника, обучавшегося у того же профессора Тица, Виргилиуса Норейку из Вильнюса.
Но как это иногда бывает, пока мы в Большом театре обсуждали кандидатуры для стажерской группы, Мишу Егорова пригласил Ленинград, а Виргилиус Норейка стал готовиться к стажированию при театре «Ла Скала» в Милане.
Тем временем и Денис Королев был принят в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Таким образом, все трое вышли из орбиты Большого театра. Но Дениса судьба все-таки привела к нам.
Денис Королев окончил московскую среднюю школу и, обладая хорошим голосом, поступил в консерваторию. Еще будучи студентом третьего курса, он принимает участие в Международном конкурсе имени Р. Шумана, который проходил в Цвиккау (Германская Демократическая Республика), и получает почетный диплом.
Успех окрыляет. Денис готовится и выступает на следующем Международном конкурсе, имени Джордже Энеску, на этот раз в румынской столице Бухаресте, и становится лауреатом.
Окончив консерваторию и поступив в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Королев сразу же стал исполнителем ведущих партий лирического тенора. С ним много и охотно работают режиссеры и дирижеры. Доверяют новые партии: Леньки в опере Т. Н. Хренникова «В бурю», Павки в «Семье Тараса» Д. Б. Кабалевского и Фернандо в опере Моцарта «Так поступают женщины». Такая работа в Музыкальном театре говорит об особой заинтересованности руководства в оперных кадрах из молодёжи. Не прошло и года, а Денис Королёв зарекомендовал себя как недюжинный талант, стал любимцем публики. И случилась так, что, когда основная труппа Большого театра выехала на гастроли в Милан, оставшиеся в Москве артисты не смогли обеспечить нормальную работу театра из-за отсутствия лирических теноров. Оставшийся в Москве хороший тенор Н. Н. Тимченко должен был петь ежедневно, чтобы театр не срывал спектакли. Но ведь это не по силам никакому актеру. Волей-неволей пришлось руководству Большого театра приглашать на некоторые спектакли артистов из других театров. Одним из таких приглашенных оказался и Денис Королев. Его первое выступление не прошло бесследно, и он в течение всего сезона часто пел в Большом театре. В 1965 году ему предложили перейти на постоянную работу в Большой театр. Денис согласился. Обычно в Большом театре молодым или новым артистам поручают партии второго положения, то есть менее ответственные, для того чтобы они привыкли сцене, к партнерам, короче говоря, к обстановке не избежал общей участи и Денис Королев, но спел всего две такие партии: Запевалы и Трике в «Онегине». А затем перешел на ведущие. Денису доверили такие роли, как Альфред в «Травиате» или Герцог в «Риголетто». Весь его артистический и певческий облик полностью отвечал требованиям, предъявляемым к артистам, поющим партии лирического тенора. Для исполнения этих партий нужна большая свобода голоса на верхнем регистре, на высоких нотах, красивый тембр на «середине», т.е. уверенно на среднем регистре, и свободно, уверенно звучащие ноты нижнего регистра. Про такого певца обычно говорят: «У него полный диапазон», и всеми этими качествами Денис Королев обладал. Если сюда добавить внешние данные артиста (высокий рост, стройная юношеская фигура), то получится то, что мы теперь чаще всего требуем от исполнителей такого репертуара.) Уже после нескольких занятий певец почувствовал себя уверенней и удачно выступил на сцене в новой постановке оперы Россини «Севильский цирюльник». Затем последовала другая, третья, четвертая роли. И вот Денис в небольшой, но довольно сложной роли Индийского гостя в опере Н. А. Римского-Корсаков «Садко». Спел он эту партию музыкально чисто, сложнейшие хроматические переливы в словах: «Есть на теплом море чудный камень яхонт» вы¬шли у него свободно и легко, лишь во вступлении, в репризе (повторении первого проведения), коварное нижнее ре казалось у него искусственным, почти баритональным
Зато в партии графа Альмавивы («Севильский цирюльник») голос Королева звучал безупречно. Не было ни одной неверной ноты, точная техника, свободные перелеты со звучной середины к ярким, наполненным верхам. Появившиеся первые рецензии на выступления молодого певца в спектаклях Большого театра отмечают его красивый голос, бархатистость тембра, «полётность» звука через огромный оркестр, ровность регистров, а также верность сценического рисунка роли.
Кто из молодых артистов не хочет дерзнуть выступить на соревнованиях вокалистов? Дерзал и Денис. Не успокаиваясь на том, что в студенческие годы он получил признание на международном конкурсе, он снова стремится получить признание на этот раз на конкурсе в Федеративной Республике Германии. В 1966 году, там в Мюнхене, проходил конкурс радиокопораций.
Основное внимание по условиям конкурса обращалось на тонкое, артистическое исполнение камерных произведений. Посылая Дениса в Мюнхен, мы были уверены в успехе: ведь он уже .завоевал Цвиккау на конкурсе Р. Шумана почетный диплом. А там тоже надо было исполнять камерные произведения замечательного композитора-романтика.
В Западной Германии далеко не всем пришлось по душе, что советские вокалисты своими выступлениями, постепенно завоевывают себе право на звание лауреатов конкурса. Нашлись в Мюнхене рецензенты, нашлись и газеты, которые всячески старались приуменьшить достижения наших певцов. Какому-то критику не понравилась прическа Дениса Королева. Он сравнивал её с прическами битлов, как будто был конкурс парикмахеров, а не певцов. Другой писал, что голос Королева по сравнению с итальянцами не так богат, что голос этот типично русского оттенка. Но наряду этим другие рецензии отмечали у него чистоту тембра и что он «покорил публику сильным, красивым голосом и вместе с тем музыкальностью, тонким мастерством, прекрасным чувством стиля».
А это, что ни говорите, было уже признание певца. Денис на этом конкурсе получил первую премию и медаль лауреата. Эта победа молодого вокалиста была очень важна и потому, что советские певцы впервые принимали участие в этом конкурсе, который проводился уже в пятнадцатый раз..."


"ПРАВДА"
21 сентября 1966 г.
ПОЛКУ ЛАУРЕАТОВ ПРИБЫЛО

"...Закончился международный конкурс молодых музыкантов, в течение двух недель проходивший в Мюнхене (ФРГ). В нем участвовало более 200 исполнителей …Среди певцов первой премии удостоен тенор из Большого театра Денис Королев, с огромным успехом спевший в финале соревнования ариозо Ленского из оперы "Евгений Онегин..."

«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА»
24 сентября 1966 г.
ПОБЕДА СОВЕТСКИХ МУЗЫКАНТОВ
"...Среди 96 молодых вокалистов, из Советского Союза были двое, солист ГАБТ Д.Королев и солист ленинградской капеллы Г.Селезнев. ...Лирический тенор Денис Королев особенно успешно исполнил сочинения Шуберта, Моцарта, арию Владимира Игоревича из оперы "Князь Игорь", арию Ленского. Продемонстрировал приятный тембр голоса, высокую музыкальную культуру он совершенно справедливо получил первую премию..."


«МЮНХЕНЕР МЕРКУР»
24 сентября 1966 г.
"...Также певцом первого класса является отмеченный первой премией русский Денис Королев, уже входящий в состав труппы БОЛЬШОГО театра В каватине из оперы Бородина "Князь Игорь" мы слышим светлый лирический голос мелодичного звучания и обольстительной красоты, которому он в верхах может придавать героические оттенки, а в низах баритональную крепость..."

«АУГСБУРГЕР АЛЬГЕМАЙНЕР»
28 сентября 1966 г.
"...Победоносным конкурентом в конкурсе певцов был русский Денис Королев, тенор с прекрасным мягким голосом..."

«БАЙЕРЕ ШТААТСЦАЙТУНГ»
30 сентября 1966 г
"...После продолжительных прослушиваний слушатели непременно отдали предпочтение безусловно очень симпатичному, отличающемуся большой теплотой и благородством в исполнении тенору Денису Королеву (СССР-первая премия)..."

Статья НА АРЕНЕ ЗВУКОВ
сентябрь 1966 г.
"...Из мужчин первую премию получил Денис Королев, молодой русский романтической внешности с вьющимися волосами. Он обладает мягким, приятным, если сравнивать с западными или итальянскими голосами тенор типично русского оттенка. Он пел очень чисто и хорошо исполнил каватину Владимира из оперы Бородина "Князь Игорь..."

«ЗЮЙДДОЙЧЕ ЦАЙТУНГ»
20 ноября 1966 г.
"МУЗИЦИРУЮТ ЛАУРЕАТЫ"

"...Денис Королев, который несколько месяцев тому назад заслуженно получил в Мюнхене первую премию на конкурсе радиокорпораций, превосходный лирический тенор с очень гибким голосом, хорошо берущий высокие ноты..."

«МЮНХЕНЕР МЕРКУР»
25 ноября 1966 г.
"МОЛОДЫЕ СОЛИСТЫ НА КОНЦЕРТЕ ЛАУРЕАТОВ"
"... Денис Королев, молодой лирический тенор из России, хорошо известен в Мюнхене как лауреат конкурса. Пылко и очень выразительно, безупречно красивым, по-славянски напевным голосом исполнил он песни Рахманинова, Чайковского и Рихарда Штрауса..."

«СЕВЕРНАЯ ПРАВДА»
14 января I967 г
г.Кострома.
"ВСТРЕЧИ С МОЛОДОСТЬЮ, ТАЛАНТОМ И МАСТЕРСТВОМ"
"...Все это вновь вспомнилось в связи с предстоящей январской встречей с молодим певцом, солистом ГАБТ СССР Денисом Королевым. Это будет второе выступление его на костромской земле. Когда в феврале прошлого года мы восторженно аплодировали ему, для многих совсем молодой исполнитель был открытием. Но Москва уже знала и любила Королева. Еще будучи студентом московской консерватории, он успешно участвовал в международных конкурсах имени Шумана в Цвиккау, имени Энеску в Бухаресте, он пел на сцене музыкального театра имени народных артистов Станиславского и Немировича-Данченко. Превосходное исполнение партии Леньки в опере Хренникова "В бурю" и Рудольфа в "Богеме" Пуччини привлекло внимание и симпатии музыкальной общественности столицы, и студент пятого курса получает приглашение в главный оперный театр страны, в Большой. Всего лишь один сезон, а Денис Королев поет уже блистательного герцога в "Риголетто", нежного и пылкого Альмавиву в "Севильском ком цирюльнике", страстного Альфреда в "Травиате". Телевидение помогло нам увидеть и услышать Королева-Ленского. Молодость и лиризм певца, удивительное сценическое обаяние, прекрасный голос...и казалось, что это именно тот Ленский, каким он виделся когда мы впервые в жизни услышали бессмертные звуки оперы Чайковского. Осенью 1966 г. в Мюнхене состоялся очередной конкурс музыкантов-исполнителей. Это соревнование в Европе считается одном из старейших и весьма представительных по числу участников и составу жюри. Оно проводилось в пятнадцатый раз, а советские музыканты участвовали в нем впервые. Наиболее значительную группу составляли вокалисты (96 участников). Требования конкурса - сложные и строгие. Три тура, в которых участники исполняли очень разнообразную по характеру и трудности программу: двенадцать романсов, три арии из ораторий, три арии из опер доклассической, классической и современной эпох. Денис Королев с первого с тура стал бесспорным лидером конкурса. Он покорил жюри и публику сильным красивым голосом и вместе с тем музыкальностью, тонким мастерством, прекрасным чувством стиля. Отлично исполнял Королев не только русскую музыку - арии Владимира Игоревича и Ленского, но и романсы Моцарта и Шумана. Все это и принесло ему победу-первую премию. Помня прошлогоднюю встречу с костромичами, молодой певец принял приглашение филармонии и 16 января дает концерт в нашем городе. В программе арии и романсы русских и западных композиторов..."

"К0ММУНИСТ"
15 февраля 1967 г.
г. Саратов
"ПОЕТ ДЕНИС КОРОЛЕВ"

"...Молодой солист Большого театра СССР Денис Королев дважды выходил победителем на международных конкурсах вокалистов в Бухаресте и Мюнхене. Саратовцы впервые познакомились с ним в этом году. В январе на сцене театра оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского 26-летний певец исполнил партию Альфреда в опере Верди "Травиата" и сразу же покорил слушателей своим прекрасным мастерством и обаянием. С большим успехом исполнил он и партию Альмавивы в "Севильском цирюльнике. И вот Денис Королев снова в Саратове. На этот раз он поет Альфреда в «Травиате» и герцога в «Риголетто» Верди. Огромный успех выпал на долю певца в его сольном концерте, где он исполнял арии из опер, романсы Чайковского, Рахманинова, а также романсы советских композиторов..."

«СОВЕТСКАЯ БЕЛОРУССИЯ»
25 мая 1967 г.
"...Опера «Риголетто» - одно из самых популярных произведений итальянского композитора Верди— всегда имела отличных исполнителей на белорусской сцене. В фестивальные дни в нашем спектакле приняли участие молодые талантливые исполнители: заслуженная артистка Грузинской ССР Н. Тугуши (Джильда) и солист Большого театра Союза ССР Д. Королев (Герцог). Корреспондент «Советской Белоруссии» попросил народную артистку СССР Т. Нижникову поделиться своими впечатлениями от этого спектакля с читателями газеты: " Наши гости талантливы и молоды—и уже это обогащает спектакль с их участием. Денис Королев - Герцог радует хорошим, звучным голосом, умением свободно держаться на сцене, большой музыкальностью. Он стремится создать внешне обаятельный образ своего героя..."

«СОВЕТСКИЙ АРТИСТ»
24 ноября 1967 г.
ПОБЕДА В ВЕНЕ

"...В Вене закончился конкурс музыкантов - исполнителей имени Франца Шуберта. Соревнование, проходившее по двум специальностям — фортепьяно и пение, принесло новый успех советской исполнительской школе.
В конкурсе вокалистов солисту Большого театра СССР Денису Королеву присуждена вторая премия..."

«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА»
28 ноября 1967 г.
ПОБЕДА В ВЕНЕ
"...В Вене закончился конкурс музыкантов-исполнителей имени Франца Шуберта. Соревнование, проходившее по двум специальностям — фортепиано и пение, принесло новый успех советской исполнительской школе…
В конкурсе вокалистов солисту ГАБТа Денису Королеву присуждена вторая премия.
Советским музыкантам было предложено участвовать в дополнительном соревновании - конкурсе на исполнение музыки XX столетия, устраиваемом только для лауреатов. На этой конкурсе они исполнили произведения современных австрийских композиторов — Веберна, Альбана Берга, Шёнберга, советских композиторов — Свиридова, Шостаковича, Бабаджаняна и Цытовича…"
Т. Блинова
Театральная программка оперы "Евгений Онегин” с автографом Мстислава Ростроповича
Журнал "ТЕАТР"
№2 1968 г.
"АКТЕРСКИЕ СУДЬБЫ И ОПЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ"
"...Не так давно появилось на афишах имя Д.Королев...
...Голос льется мягко, спокойно, без нажима. Звук округлый прозрачный и одновременно бархатистый. Причем некоторая сдержанность в поведении, в манерах согласуется с тем хрупким душевным настроем, который несет актер и который обязателен для нас в Ленском. Одухотворенно и поэтично звучит ариозо. И одновременно несколько необычное ощущение вызывает здесь чуть суховатый голос; сквозь радость, юношескую пылкость проглядывает что-то иное, будто с самого начала Ленский Королева знает, что счастье призрачно, неуловимо. Далеко летит его голос, певец легко преодолевает оркестровый барьер. Ровный средний регистр, крепкие верха - все помогает ему. И еще одно достоинство-Королев никогда не пытается "дать звучка",нигде не форсирует, поет легко, динамически точно рассчитывая свои форте и пиано. Каким-то особенным звуком начинает певец знаменитое "Куда Вы удалили» Не тоска, не стремление вернуть "златые дни", в голосе звучит смирение перед неизбежным. Это ощущение подтверждается фразой: «...иль мимо пролетит она» Королев поет ее на предельном пиано. Это очень тонко психологически завершает характер, который задумал и создал артист..."
Ромадинова
«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА»
15 февраля 1968 г.
"МОЛОДЫЕ АРТИСТЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА "

"...Концертом лауреата международных конкурсов в Мюнхене и Вене Д.Королева открылся цикл вечеров "Молодые артисты Большого театра" в центральном доме актера имени А.А.Яблочкиной..."
«СОВЕТСКИЙ АРТИСТ»
01 марта 1968 г.
BEЧЕР ДЕНИСА КОРОЛЕВА В ДОМЕ АКТЕРА
"...Недавно в Доме актера Всероссийского театрального общества состоялся первый вечер из цикла «Молодые артисты Большого театра».
Честь открытия этого цикла была предоставлена нашему молодому солисту оперы, лауреату международных конкурсов вокалистов в Мюнхене и Вене Денису Королеву.
Мы хорошо знаем его как исполнителя таких оперных партий, как Ленский, Альфред, Герцог, Альмавива. Программа же молодого певца, предложенная слушателям, собравшимся в Доме актера, несколько на-стораживала именно отсутствием оперных арий и была посвящена только камерным произведениям.
К чести Д. Королева, он уже с первых произведений захватил слушателей.
В первом отделении исполнялись романсы и песни Ф. Шуберта и Р. Штрауса (на немецком языке). Второе отделение было посвящено романсам Н. Римского-Корсакова и С. Рахманинова, на бис певец спел несколько камерных произведений Г. Свиридова.
Исполнение Дениса Королева покорило слушателей отличной музыкальностью, умением передавать различные стили произведений и тонкой фразировкой, свободным владением голоса.
Обращают на себя внимание благородная манера исполнения, умение держаться на сцене — полное скромности и исключающее свободную развязность, присущую некоторым молодым певцам. Успех разделила аккомпониатор Наталия Рассудова.
Анализируя большой, настоящий успех прошедшего вечера, приходишь к выводу, что с концертной эстрады звучит слишком много серых, однообразных, часто примитивных произведений. И задача молодых исполнителей Большого театра возродить когда-то популярные, но сейчас забытые камерные вечера, по которым так соскучился наш слушатель..."
Н. Дугин
"СОВЕТСКАЯ БЕЛОРУССИЯ"
25 мая 1968 г.
г. Минск
«МАРШРУТАМИ ФЕСТИВАЛЯ. ЯРКО, ТАЛАНТЛИВО»

"...Д.Королев-герцог, радует хорошим звучанием голоса, умение свободно держаться на сцене, большой музыкальностью. Он стремится создать внешне обаятельный образ своего героя..."

"КРАСНОЕ ЗНАМЯ"
г. Харьков
4 июня 1968 г.
"НА ПРАЗДНИКЕ ЮНОСТИ"
"...Событием спектакля стало выступление в партии Ленского великолепного певца Дениса Королева, солиста Большого театра, лауреата международных конкурсов в Мюнхене и Вене ..."

«КОММУНИСТ ТАДЖИКИСТАНА»
28 марта 1969 г.
"ВПЕРВЫЕ НА ТАДЖИКСКОЙ СЦЕНЕ"
"...А сегодня впервые на таджикской сцене начинает трехдневные гастроли лауреат международных конкурсов солист Большого театра Союза ССР Денис Королев. Своеобразный лирический тенор ровный во всех регистрах, чувство стиля, осмысленность, точность и сдержанная эмоциональность создаваемых образов выдвинули этого артиста в ряды ведущих солистов прославленного Большого театра. Певец умеет удивительно выявлять контрастные образы, будь то страстно влюбленный Альфред, мечтательный поэт - Ленский, граф Альмавива. На этих спектаклях и познакомятся душанбинцы с исполнительским мастерством молодого певца..."

Журнал "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ"
№4 1969 г."
КОНЦЕРТ ДЕНИСА КОРОЛЕВА

"...Программа выступления солиста Большого театра Союза ССР Дениса Королева, состоявшегося в Малом зале консерватории, была строго выдержана в стиле камерного вечера. В нее вошли песни Шуберта и Рихарда Штрауса, исполнявшиеся на немецком языке, и сочинения Георгия Свиридова. Денис Королев - настоящий лирический тенор. Тембр его не ограничивается обычным для этого типа голосов "сладкозвучием", но содержит еще и возможность драматической напряженности. Сам характер звучания -звенящий с легким носовым оттенком - весьма своеобразен. Большой диапазон позволяет певцу успешно, без форсирования, справляться с тесситурными сложностями - он свободно преодолевает не только верхи, но и с трудом доступный для тенора нижний регистр. Программа концерта позволила певцу продемонстрировать многие свои исполнительские достоинства: чувство стиля, благородство ведения кантилены, осмысленность фразировки ясную дикции, владение динамикой. Певец умеет убедительно выявлять контрастные настроения и образы внутри одной миниатюры (как это было в песнях Шуберта "Весенний сон" и "К лире",в сочинении Свиридова "Есть одна хорошая песня у соловушки". Королев способен увлеченно передать и образ, основанный на едином порыве("Почта", и "Пловец" Шуберта,"Подъезжая под Ижоры" и "К лире" Г.Свиридова). Но, пожалуй, наиболее сильной стороной" его творческого облика является "тихая", в какой-то мере созерцательная лирика. Оставаясь внешне спокойным, певец умеет подчеркнуть при этом большую внутреннюю страстность. Сосредо¬точенное настроение артиста передается аудитории, его слушают с напряженным вниманием. Песни "Весной" Шуберта,"Завтра" и, особенно, "День всех усопших" Р.Штрауса,"Березка" Свиридова запомнились и с чисто вокальной точки зрения - прекрасно звучавшим пиано, широтой дыхания и всей созданной артистом атмосферы глубокой поэтичности. Собранность, строгость мимики и жестов! Лаконичность и сдержанность в пользовании голосовыми красками. Кульминацией вечера стало исполнение песни - поэмы Свиридова "Есть одна хорошая песня у соловушки"на стихи Сергея Есенина, здесь наиболее полно раскрылся артистический темперамент певца..."
И.Чалаева


«ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»
31 декабря 1969 г.
"РУКОПЛЕЩЕТ ПАРИЖ"

"...В минувшую субботу зал "Гранд-опера" превратился в огромную радиостудию, из которой радиостанцией "Пари-Энтер" велась передача, посвященная новостям дня. Анонсируя передачу, радио называло артистов Большого театра, Салъватора Дали, Сержа Реджиани. Но ни песни популярного артиста кино и театра, ни экстравагантная речь престарелого Дали не вызвали такого восторга публики, как выступление М.Растроповича, ансамбля скрипачей под управлением Ю.Реентовича и певцов Т.Синявской и Д.Королева..."
"ЛЯЙПЦИГЕР ФОЛЬКСЦАЙТУНГ"
1 июня 1971 г.
"БЛЕСТЯЩАЯ "ТРАВИАТА" С МОСКОВСКИМИ ГАСТРОЛЕРАМИ"

"...Этот успех стал возможен благодаря московским гастролерам Денису Королеву-Альфреду и Андрею Федосееву - Жермону, под руководством блестящего Бориса Хайкина. Надо отметить, что наши гости очень органично вписались» в общий ансамбль спектак¬ля. Оба московских певца показали себя с лучшей стороны. Они не пытались использовать только свои голосовые данные, а ставили их на службу сценическому музыкальному действию..."
«СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЯКУТИЯ »
9 июля 1972 г.
ПОЕТ ДЕНИС КОРОЛЕВ

"...В его исполнении самые тонкие, едва уловимые от¬тенки мыслей и чувств, наполняющих мелодию, раскрываются в своей первозданной прелести. Слушая певца, невольно ловишь себя на мысли о том, что именно так слышал эту музыку ее автор.
Покоряет не только совершенное владение голосом, захватывает тонкий, не терпящий внешних красивостей артистизм Дениса Королева, его способность перевоплощения, умение передать одновременно и красоту музыкального произведения, и замысел композитора, раскрыть во всем своеобразии характер оперного героя. И это, естественно, не могло не вызвать теплого приема якутских любителей музыкальной классики, пришедших на концерт Дениса Королева в зал драматического театра имени П. А. Ойунского.
Лауреат международных конкурсов, артист Академического Большого театра СССР исполнил в первом отделении своего концерта произведения выдающихся русских и советских композиторов: Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Свиридова и других.
С особым блеском Денис Королев пел арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Порадовал певец слушателей и своеобразной трактовкой романса Глинки «Я помню чудное мгновенье». Он исполнил его в манере сдержанной и строгой.
Закончилось первое отделение великолепным исполнением двух частей цикла Г. Свиридова на слова С. Есенина «Есть одна хорошая песня у соловушки» и «Береза». Эти произведения, как известно, требуют большого мастерства аккомпаниатора. Здесь на высоте оказался якутский пианист Марк Слепцов.
Во втором отделении звучали любимые певцом романсы Шуберта и произведения композиторов — представителей позднего немецкого романтизма. С неподдельной искренностью, с юношеским волнением прозвучала знаменитая ария молодого Вертера из оперы «Вертер» Массне.
Денис Королев — выпускник вокального факультета Московской консерватории, где он занимался под руководством выдающегося педагога, декана консерватории профессора Гуго Тица. Яркое дарование певца было замечено уже на первом году обучения. Дениса пригласили в оперную студию консерватории. Молодой исполнитель быстро освоил репертуар студии. Уже тогда солист добился того, что доступно не многим: превосходно исполнил арию Рудольфа из оперы «Богема». В то же время сформировался и камерный репертуар вокалиста: Шуман, Вольф, Брамс, Шуберт, Р. Штраус.
Студентом третьего курса Денис Королев впервые принял участие в международном конкурсе вокалистов имени Шумана, проходившем на родине композитора в городе Цвиккау. Денис получил один из шести почетных дипломов.
Упорная длительная работа, и снова конкурсы: имени Энеску в Бухаресте, затем в 1966 году в Мюнхене, гастроли по странам Европы с Большим театром: Париж, Вена, Будапешт, Берлин, Варшава. Успешно выступил солист на конкурсе «Шуберт и XX век».
В Якутии Денис Королев впервые. Па традиционный вопрос о планах на будущее певец ответил: «Гастроли по Союзу — концерты будут посвящены пятидесятилетию образования СССР. Затем — поездка в ГДР. работа над образами Баяна в опере « Руслан и Людмила» и Фауст в одноименной опере Ш. Гуно..."
Н. МАЛЫГИНА

«СОВЕТСКАЯ БАШКИРИЯ»
17 ноября 1973 г.

г.Уфа
СОЗВЕЗДИЕ ИМЁН И ТАЛАНТОВ

"...Необыкновенно интересна афиша второй половины ноября в Башкирском государственном театре оперы и балета. На ней имена больших мастеров оперной сцены, певцов с мировой славой, которые приедут в Уфу для участия в нескольких спектаклях.
В беседе с нашим корреспондентом директор театра К.А. Валеев рассказал: "Солист Государственного академического Большого театра СССР, заслуженный артист РСФСР Денис Короле прибудет Уфу из Милана, где театр находится на гастролях. Выпускник Московской государственной консерватории, обладатель прекрасного лири¬ческого тенора, молодой певец за короткое время совершил стремительное восхождение к высотам мастерства. В его уфимском репертуаре партии Альмавивы в «Севильском цирюльнике» и Герцога в «Риголетто». Примечательно, что в опере Верди он будет петь вместе с Евгенией Мирошниченко. Встреча двух столь блистательных талантов в одном спектакле - большое событие в музыкальной жизни Уфы. С нетерпением ждём дорогих гостей. Все мы - в ожидании большого праздника искусства!..."
«СОВЕТСКИЙ АРТИСТ »
20 июля 1975 г.
ДЕНИС КОРОЛЕВ
"...С Денисом Королевым я стала петь на сцене с первых же дней его прихода в наш театр. Это было в 1965 r. В июне 1975 года исполнилось ровно 10 лет его работы в Большом театре Союза ССР. Мне как певице, как актрисе, всегда доставляет радость творческое общение с этим певцом. За прошедшие годы я выступала с ним не только в спектаклях «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Травиата» «Царская невеста», но часто выезжала вместе с «им в шефские поездки по Союзу. Когда отмечалось 10-летие Лейпцигской оперы, мы с Денисом были Денисом были приглашены на празднование этого юбилея. Выступали в концертах в разных городах ГДР. Позже Д. Королев неоднократно пел на сцене Лейпцигской оперы партию Ленского. За рубежам и у нас в Союзе Д. Королев пользуется заслуженным успехом. На его выступления всегда появляются в печати отличные отзывы, его тепло принимают слушатели в разных городах страны, где он выступает или в спектаклях, или в сольных концертах (что, кстати, может не каждый вокалист), на музыкальных фестивалях. Его хорошо знают в Минске, Львове, Душанбе, Горьком. Перми, Харькове, Воронеже, Костроме, Саратове, Брянске, Уфе, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Якутске... Отрадно, что певец выступает в сольных концертах. Это дает ему большую возможность (всесторонне раскрыть свои! богатые возможности. Выступая индивидуально и вместе с театром на гастролях за рубежом, Денис зарекомендовал себя с самой положительной стороны. Достаточно напомнить о золотой медали, завоеванной им на труднейшем из конкурсов Мюнхене в 1966 году, о победах на Международных конкурсах в Вене и Бухаресте. Сейчас Д. Королев находится в самом расцвете творчества. У него богатейший репертуар: Ленский, Альфред, Альмавива, Герцог, Индийский гость. Радист Коля, Микола Ивасенко, Анатоль Курагин, Юродивый, Овлур, Лыков, Маркиз...В концертном репертуаре певца произведения Штрауса, Шуберта, Бизе, Рахманинова, Свиридова; русские и зарубежные народные песни и многое-многое другое. О профессиональных качествах Д. Королева можно сказать много, но очевидно главное — это сложившийся мастер, прекрасный вокалист, талантливый актер оперного театра, обладающий прекрасным голосом, музыкальностью, хорошими сценическими данными, выразительной пластичностью, артистизмом. Как актер и как вокалист Денис в равной мере отвечает теми же нюансами, какие он получает от партнера. Его всегда понимаешь. Он предельно чуток, внимателен и отзывчив на мельчайшие к нему «посылы» со страны дирижера, режиссера или партнеров по сцене. Работе своей отдается он полностью и самозабвенно, во всем дисциплинирован, тщательно отрабатывает все свои роли - вокально и сценически. Общаясь с ним, я всегда удивляюсь его чуткости. Как хороший товарищ, он постоянно приходит на помощь без всяких оговорок, будь то в творчестве или просто в жизни. Он очень обаятельный, и интеллигентный добрый человек. И справедливый. В кругу друзей Денис очень прост.
С ним приятно общаться. Человечность и скромность — главное в нем как в человеке, человечность и скромность - не последнее в нем как артисте, петь с ним большая радость! Я желаю от всего сердца Денису Королеву, моему партнеру и товарищу, легко преодолевать все трудности и больших успехов в нашей замечательной профессии!..."
Г. ОЛЕЙНИЧЕНКО. Народная артистка РСФСР

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
№ 2. 1977 г.
Успехи молодых
ДЕНИС КОРОЛЁВ и ВЛАДИМИР МАЛЬЧЕНКО

"...Солисты Большого театра Денис Королев и Владимир Мальченко оба молоды, обоим предстоит еще большой путь в искусстве...
Денис Королев учился в Московской консерватории, которую он окончил в 1965 году. Там певец прошел прекрасную вокальную школу у Г. И. Тица, верно разгадавшего природу его легкого, подвижного, ровного и светлого по тембру голоса. В оперной студии при консерватории Королев встретился с опытными музыкальными и сценическими руководителями — дирижерами А. С. Шерешевским, Е. Я. Рацером, режиссерами-педагогами П. С. Саратовским, И. К. Липским.
На небольшой «площадке» оперной студии Денис Королев впервые появился еще будучи студентом второго курса. Здесь он спел партии Ленского в «Евгении Онегине», Альмавивы в «Севильском цирюльнике», Рудольфа в «Богеме», Антонио в «Дуэнье» Прокофьева. Когда Королев обучался на пятом курсе, его пригласили солистом в Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где его дебютом стала партия Ленского. В течение одного сезона Королев выступил на сцене этого театра в трех новых для него партиях. Это были роли молодых парней, его сверстников, в операх «В бурю» Т. Хренникова (Ленька) и «Семья Тараса» Д. Кабалевского (Павка), а также сложная для любого тенора партия Феррандо в опере Моцарта "Так поступают все женщины".
Через несколько месяцев Денис Королев был приглашен для участия в спектакле Большого театра «Евгений Онегин». Его выступление прошло успешно и он вскоре был зачислен в оперную студию Большого театра.
Что характерно для образов, созданных им на сцене крупнейшего театра страны? Прежде всего необходимо подчеркнуть, что во все те партии, которые имеют в Большом театре прочные и устоявшиеся исполнительские традиции, Денис Королев вносит всегда что-то свое. У него хороший вкус. Он не позволяет себе быть на сцене жалобно- сентиментальным или чувствительно-трогательным. Его герои любят преданно и самозабвенно, они чисты и бескомпромиссны, всегда искренни и естественны.
Творческая активность артиста проявляется и в том, что его Владимир Ленский выглядит сегодня несколько по-иному, чем в прошлые, студенческие годы. Теперь образ Ленского у Королева, не теряя своей обаятельности (герой его по-прежнему горяч, юн и поэтичен), стал глубже и значительнее. Ария из пятой картины, в трактовке которой Королев достиг очень высокого вокального мастерства, звучит не как жалобный стон по несостоявшейся любви. В ней появились сосредоточенность, раздумье над жизнью.
Денис Королев легко вошел в спектакль «Севильский цирюльник». Здесь задачу обновления образа во многом облегчали непринужденность и свобода, с которой поет артист россиниевский текст. С блеском звучат у него прекрасно проработанные в вокальном отношении сложнейшие колоратурные фрагменты партии (что особенно ярко проявляется в дуэте Альмавивы и Фигаро из первого акта). Весело, с великолепным чувством юмора, ничуть не впадая в дешевую буффонаду и нисколько не теряя графского достоинства, Королев играет те сцены, где его герой превращается то в пьяного солдата, ворвавшегося в дом севильского док-тора Бартоло. то в назойливого и приторно-сладостного учителя пения...
Чрезвычайно хорош у Дениса Королева горячий, темпераментный Альфред в опере Верди -Травиата". Самым ярким эпизодом партии становится у него сцена из третьего акта, где Альфред идет на беспощадный разрыв со своей возлюбленной.
В другой опере Верди — «Риголетто» Королев исполняет роль герцога Мантуанского. Его герцог в полном соответствии с замыслом ком-позитора — талантливый, изощренный лицедей, знающий, как. когда и с кем себя вести, чтобы любой ценой добиться задуманного. Как скромен и застенчив во втором акте его «Вальтьер Мальде» — этот бедный студент, проникший в спрятанный от всего мира дом шута Риголетто! Беспутный и наглый, красивый и циничный в первом акте спектакля, герцог кажется здесь искренним и пылким наивным влюбленным: ведь только представая таким, может он очаро¬вать неопытную и доверчивую Джильду. И каким же уверенным и властным победителем становится его герцог в последнем акте! Голос Королева, обычно такой мягкий и льющийся, обретает в сценах последнего действия «металлический» оттенок звучания. Песенка Герцога у Королева никоим образом не эффектный номер, но ярко и убежденно провозглашаемое циническое «кредо» героя, воплощающее его главный жизненный принцип.
Денис Королев на сцене ГАБТ спел уже немало партий. Среди них — Лыков в «Царской невесте», Индийский гость в «Садко» Римского-Корсакова, Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского.
<DIV>С музыкой Прокофьева Денис Королев впервые встретился, как уже говорилось, в оперной студии, где он исполнял Антонио в спектакле «Дуэнья». Затем последовали Микола в «Семене Котко», Анатоль Курагин в «Войне и мире», и, наконец, — Маркиз в «Игроке». Последняя роль своего рода шедевр. Ранее артисту порой недоставало пластической завершенности. Здесь он безупречно пластичен, и, как всегда, очень музыкален. Все у него служит раскрытию характера внешне изящного, но бездушного и жестокого ростовщика. В этом спектакле молодой артист проявил прекрасное чувство ансамбля, сделал острый и точный сценический образ, что особенно заметно в тех моментах, где партнёрами оказываются Генерал в превосходном исполнении А. Огнивцева и герой спектакля, учитель Алексей Иванович, тонко и умно сыгранный А. Масленниковым…"

«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА»

17 октября 1978 г.
«СНЕГУРОЧКА» ВЕРНУЛАСЬ В БОЛЬШОЙ.

"...В первом премьерном показе, состоявшемся 12 октября, почти все солисты принадлежат к группе творческой одаренной молодёжи. Это было отчетливо ощутимо и в «Снегурочке». В частности Денис Королев (царь Берендей) и Т.Ерастова (Лель) по праву неоднократно награждались овациями слушателей. Красота звучания голоса, ясная, четкая «объемно-выпуклая» дикция, свободная лепка музыкальной фразы – все сплеталось в синтетичный оперно-сценический образ..."
Ин. Попов

«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ »
3 ноября 1978 г.
МУЗЫКА ВЕСНЫ
(О премьере оперы «Снегурочка» в Большом театре»)
"...К первоочередным безусловным удачам спектакля относится и выступление заслуженного артиста Дениса Королева в партии царя Берендея.
Большой артистизм, тонкость, изящество, высокая музыкальность, всегда присущая этому артисту, позволили ему создать личность удивительного обаяния, полную любви, мудрого света, истинной человечности..."
Н. Лагина

Copyright MyCorp © 2024